Высший авторитет, который только существует во вселенной – это авторитет Божества, и от имени Бога говорится, что язычество – это мерзость, человек должен почитать Единого Бога Творца Вселенной, Ему одному поклоняться, Ему одному служить. Человек – нет. Упорно. Я даже недавно ездил в Волоколамский монастырь, сидит дама лет за 60-ти, ну до 70-ти, на лавочке, подходит ко мне и спрашивает: "Как вы относитесь к язычеству"? Я отвечаю: "Как к мерзости, как и написано в Священном Писании", – "Ну как же? Язычество на Руси сколько было тысяч лет? А христианство всего две". Я говорю: "Ну и что, а если человек 40 лет жил впроголодь и питался из контейнеров с мусором, а потом последние 5 лет нашёл клад и живёт теперь хорошо. Что лучше: предыдущая жизнь, когда он питался тухлятиной, которую не доели другие люди, или теперешняя, когда он ест более или менее здоровую пищу, приготовленную по санитарным нормам?" Почему, количество лет, когда человек был дураком, это важнее, чем то количество лет, когда он вдруг стал поумнее? Ну никак, ну никаким образом эта древность не может быть никаким аргументом.
Даже в сказке Андерсона это описано. Идёт солдат, встречает сундук с серебром, он медь высыпает, серебро насыпает. Ну как же? Ты ведь медь дольше нёс. Так с медью и ходи. Если у тебя голова на плечах, ты высыпаешь медь, сыпешь серебро, а когда до золота дошёл, высыпаешь серебро и насыпаешь золото. Хотя и потяжелей, но подороже. Но это же совершенно нормально. Но у людей это не связывается. Они нашли, вернее, кто-то им нашёл какой-то аргумент, который не является аргументом, они к нему припадают. Ну это уже странно. Видишь, священник в рясе, ты к нему подходишь, что ты хочешь спросить? Что священник тебе может сказать, ну если он трезвый? Если он совсем уже, так сказать, отдыхал долго, то он может, что хочешь, сказать. Странно… Странно. Вот люди и читают и не разумеют. А если хотят узнать, не надо бабьи всякие сказки собирать, потому что о том, как существовала жизнь во времена язычества, не известно ровным счетом ничего, кроме летописей, которые немножко об этом говорят, и которые написаны христианами. Вот, собственно, и всё.
Поэтому все остальное – это сказки такие, которые никак не связаны с языческой жизнью. Ничего, кроме черепков, от этого периода не осталось в истории, ничего. Поэтому можно фантазировать, как академик Рыбаков, сколько угодно, и такие книги писать толстые, и будешь академик, институт можешь возглавлять, но это научно абсолютно не достоверно. Без письменной истории что можно о ней сказать? Но зато всякие проходимцы устраивают всякие языческие секты. У каждого свой бизнес, пожалуйста. Пока существуют люди, которые не умеют читать и писать, всегда можно секту организовать и жить если не богато, то вполне неплохо, на хорошую машинку наскрести можно.
Протоиерей Димитрий Смирнов